Должен ли врач говорить с больным о прогнозе лечения раковой опухоли?
«Журнал клинической онкологии», Journal of Clinical Oncology, опубликовал данные о том, какой вопрос является одним из самых нежеланных для онкологов при обсуждении ситуации с конкретным больным. Каков прогноз? Этот непростой вопрос задает врачу каждый больной. Корректен ли вопрос? Как должен вести себя врач, пациент?
-
нежелание нанести психологическую травму пациенту, возможность депрессии у больного;
-
неопределенность прогноза;
-
лишение надежды на полное выздоровление и, как следствие –
-
отказ больного от лечения;
-
ответы идут вразрез с принципами или культурой пациента;
-
нежелание доктора вести тяжелый разговор с фактически приговоренным больным.
Первые пять причин редакторы журнала легко опровергают и оставляют на рассмотрение только личные чувства лечащего врача.
Почему депрессия не является причиной неполного информирования? Ссылаясь на исследование врачей Врайта и Жанга по теме Coping with cancer («Борьба с раком»), редакторы говорят, что число депрессий у группы больных, получивших полную информацию, не выше. Такие больные ведут себя уравновешенней, больше времени проводят с близкими людьми, а паллиативная помощь с духовной и психосоциальной поддержкой воспринимается ими благожелательно. Все это значительно улучшает качество жизни.
Неопределенность прогноза течения болезни присутствует почти в каждом случае. Речь идет не о гипотетическом прогнозе и назывании конкретных дат смерти, врачи не говорят больному в принципе о его состоянии. Но пациент должен знать хотя бы какой-то временной интервал возможной жизни, без уточнения конкретных дат.
Гипотезу о том, что информирование убивает надежду, опровергают психологи Доу и Смит. Понимание перспектив болезни у многих пациентов не унимает желания жить и бороться с недугом. Само состояние надежды концептуально важно для каждого живущего на земле. Надежда – не эмоция, а стимулятор моральных сил. Доверительный разговор с больным направит оставшиеся у него силы и время на лучшее, что он желает. Лечение не в клиниках, а в хосписе продлевает жизнь больных, говорят редакторы со ссылкой на исследования докторов Коннора и Пейнсона.
Особенности менталитета важны в любом государстве, где проживают люди разных национальностей, вероисповедания. И если лечащий врач не уверен, стоит ли перспективу обсуждать с больным, он может задать этот вопрос его близким людям.
Таким образом, из всех причин остается только психологическое состояние самого врача. Исследования говорят о том, что не менее половины специалистов испытывают депрессию или тяжелое состояние при обсуждении с больным его прогноза. Многие онкологи бессознательно уходят от разговора. Но для пациента важно обсуждение таких вопросов.
В заключении редакторы Journal of Clinical Oncology констатируют:
-
разговор о прогнозе тяжел для всех сторон диалога;
-
первыми о диагнозе и прогнозе должны узнавать родственники, чтобы подсказать, как донести эту информацию до больного;
-
точный прогноз такой болезни практически никогда не известен и для каждого человека индивидуален, а врач только предполагает, какой временной промежуток остался для жизни;
-
разговор должен вести врач, который сопровождает больного, располагает полной информацией, понимает психологические особенности больного;
-
разговор требует тонкого личного контакта больного и врача, доверия и веры.